Меню сайта

Школа – территория здоровья

Программа формирования ЗОЖ

Грипп

Что мы знаем о вирусе гриппа

Об осложнениях гриппа

Грипп. Самолечение

ОРВИ – не только грипп

Грипп птиц у людей

7 вопросов про вакцинацию от гриппа

Прививка против гриппа

Вакцинация от гриппа школьников

Вакцинация от гриппа 60+

Вакцинация от гриппа и COVID – 19

Вакцинация от гриппа. Почему каждый год новая

Видеоролики о профилактике гриппа и туберкулеза

- Грипп - это опасно

- Используйте маски правильно

- Предупрежден - значит привит

- 5 фактов о вакцинации

- Кому необходим осмотр на туберкулез


Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, во многом именно от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли здоровый образ жизни, надёжным спутником нового поколения? Ведь будущее мира- в руках наших детей.

Проблемы здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически, психологически и социально здорового ребёнка.

В свете  ФГОС основного общего образования  Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, одним из которых является ЗДОРОВЬЕ.

 Она должна быть направлена на  формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни. Цель-   сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

 Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Задачу обеспечения здоровья молодого поколения в школе следует решать образовательными (педагогическими) средствами. Опираясь на системный и валеологический подходы к обучению и воспитанию, мы разработали проект целостной системы здоровьесозидающей деятельности общеобразовательного учреждения. Этой деятельностью мы постарались «обогатить», «насытить», образовательную и воспитательную деятельность школы, чтобы  в конечном итоге, создать проект здоровьесозидающей школы.

В такой школе за счет образовательных ресурсов реализуется внутренняя программа индивидуального развития каждого ребенка, которая в нем заложена и подкрепляется его потребностями.

В такой школе укрепляется психика детей, формируется уверенность в собственных силах, чем обеспечивается регуляция их образовательной деятельности.

В такой школе создаются нравственно-психологические основы для развития мотивационной и смысловой сфер деятельности школьников, позитивного отношения к школе и соблюдения общепринятых норм поведения.

Таким образом, в процессе обучения у учащихся повышаются соматические, психологические и социальные резервы здоровья.

 

Общеобразовательная школа не является ни лечебным, ни медицинским учреждением. Да и по степени влияния на формирование личности ребенка она находится лишь на 4-ом месте, после семьи, социума и средств массовой информации. Тем не менее вопрос сохранения и укрепления здоровья обучающихся является  приоритетным в работе образовательного учреждения, ведь не менее чем 1/7   часть жизни человека проходит в стенах школы.

 К сожалению, по данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска  нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Проблема усугубляется тем, что в детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как  данность,  не нуждающаяся в размышлении и заботе о нём.

Поэтому главной, если не единственной, целью деятельности нашей школы в этом направлении стало формирование у ребенка осознания здоровья как главной ценности, воспитание стремления хранить и укреплять его у себя и своих близких.

Мы представляем опыт работы школы за 2017-2018 учебный  год  по  формированию мотивации  к ведению здорового образа жизни. Это комплекс мероприятий  здоровьесберегающего  направления, реализуемый  в школе по программе, объединяющей 3 направления деятельности.

Мы постарались выделить и обосновать  проблемы, влияющие на формирование потребности учащихся к ведению ЗОЖ,  представить основные формы работы, предполагающие и реализуемые при  тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов,  учащихся и родителей, вовлечение их в игры, конкурсы, проекты и т.д.

Надеемся, что для наш опыт может быть полезен школам, находящимся в сходных  с нашей социальной ситуации и целенаправленно занимающихся формированием у школьников важнейшей базовой  ценности –  социального, психического и физического здоровья.

 

"Девять десятых счастья зависит от здоровья", сказал Шопенгауэр.  Особенно это  выражение актуально теперь, когда, кажется, все мы поняли, что главное для государства – здоровье нации.

 Президент Лиги “Здоровье нации”, директор Центра сердечно-сосудистой  хирургии им. А.Н.Бакулева, академик РАМН Бокерия Леонид Антонович сказал: “Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. С другой стороны, здоровая нация является безусловным признаком сильного государства. Физическое и духовно нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны. Каждый гражданин являет собой частицу своего государства, а значит, определяет уровень цивилизованности государства, силу его общественных институтов, возможности его властных структур”.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % – от наследственных факторов, на 20 % – от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

 Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К наиболее распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни органов дыхания, уха, горла, носа, расстройство обмена веществ, нарушение осанки.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества.

В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время. Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями.  Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

На выходе из школы лишь 10% выпускников можно назвать относительно здоровыми.

Все чаще общество осознает, что именно учитель может и должен сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

Ведь первопричины некоторых негативных тенденций в здоровье современной молодежи в противоречиях между потребностями детей и применяемыми способами их обучения и воспитания. Это, с одной стороны, вызывает перенапряжение и рост хронических заболеваний учащихся, а с другой, обуславливает нарушение их мотивационной сферы. Следствием этого и бывают различные формы девиантного поведения, в том числе вредные привычки и все, что они несут с собою.

Во время обучения в организме подростка происходят серьезные физиологические процессы. Он не просто растёт,  системы органов  изменяются качественно. И задача школы не дать разрушить хрупкий организм, а максимально сохранить  и укрепить здоровье обучающихся, используя весь арсенал современных технологий и подходов к  здоровьесбережению.

Здоровьесберегающая  деятельность нашей школы направлена на формирование у обучающихся навыков ЗОЖ,  потребности  быть здоровыми, повышение уровня побуждений учащихся к ведению ЗОЖ через внеклассную, внеурочную деятельность  при условии взаимодействия  всех участников образовательного процесса.

Можно выделить несколько основных проблем, с которыми нам пришлось столкнуться:

    • недостаточный  уровень культуры здоровья большинства обучающихся, отсутствие престижа здоровья.
    • низкий  уровень побуждений школьников к ведению здорового образа жизни среди большинства родителей обучающихся.
    • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия.

Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

Мы задались вопросом: как сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни?

Целью нашей деятельности является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, определены следующие направления деятельности:

Физкультурно- оздоровительное, наиболее традиционное в понимании здоровьесбережения. Мероприятия этого направления призваны сохранять и укреплять жизненные силы конкретного ребенка,

субъекта этой деятельности.

Эколого- просветительское шире. Оно заставляет взглянуть на этого же ребенка не обособленно, не замыкаясь на его личных в этой области, а как на часть огромного мира, здоровье и благополучие которого зависит и от этого ребенка так же, как и от окружающих его людей. А жизнь всех людей возможна лишь при условии сохранения этого мира целым, живым, экологически чистым.

Профилактическое же направление призвано уберечь обучающегося от опасности разрушить, потерять то, что ему было дано от природы или достигнуто напряженным трудом. Современный мир, к сожалению, несет слишком много угроз, явных и скрытых, для непросвещенного человека, не имеющего своей твердой позиции неприятия факторов, пагубно действующих на молодой организм.

И не врач, а педагог и родители, в первую очередь, должны оказаться рядом с подростком, формирующимся как личность именно в школьные годы. Именно тогда и формируется осознанная потребность вести здоровый образ жизни, увлекать на этот путь других,  беречь данный нам в наследство мир, не дать погубить его ради сиюминутной наживы горстки мерзавцев.

Мы представляем опыт работы школы за 2017-2018 учебный  год  по  формированию мотивации  к ведению здорового образа жизни. Это комплекс мероприятий  здоровьесберегающего направления образовательной деятельности, позволяющих  рассматривать нашу школу, как территорию здоровья.  Другими словами, это комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

 Он  представляет собой программу, объединяющую 5 блоков:

1. Администратвно- организационная работа

2.Внеклассная воспитательная работа

3.Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа

4.Профилактика девиантного поведения, преступлений  правонарушений

5.Профилактика травматизма.

Охрана здоровья обучающихся в центре всей здоровьесберегающей деятельности школы

Главные принципы этой деятельности:

  • Субьект- субъектные отношения
  • Непрерывность
  • Преемственность
  • Соответствие возрастным особенностям
  • Комплекснный подход
  • Интерактивность

Мы постарались выделить и обосновать  проблемы, влияющие на

формирование потребности учащихся к ведению ЗОЖ,  представить основные формы работы, предполагающие и реализуемые при  тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов,  учащихся и родителей, вовлечение их в игры, конкурсы, проекты и т.д.

Надеемся, что для наш опыт может быть полезен школам, находящимся в сходных  с нашей социальной ситуации и целенаправленно занимающихся формированием у школьников важнейшей базовой  ценности –  социального, психического и физического здоровья.

 

Здоровьесберегающая  деятельность нашей школы направлена на формирование у обучающихся навыков ЗОЖ,  потребности  быть здоровыми, повышение уровня побуждений учащихся к ведению ЗОЖ через внеклассную, внеурочную деятельность  при условии взаимодействия  всех участников образовательного процесса.

Можно выделить несколько основных проблем, с которыми нам пришлось столкнуться:

    • недостаточный  уровень культуры здоровья большинства обучающихся, отсутствие престижа здоровья.
    • низкий  уровень побуждений школьников к ведению здорового образа жизни среди большинства родителей обучающихся.
    • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия.

Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни – самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

Мы задались вопросом: как сформировать у учащихся культуру здорового образа жизни?

Целью нашей деятельности является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, определены следующие направления внеклассной воспитательной деятельности:

Физкультурно- оздоровительное, наиболее традиционное в понимании здоровьесбережения. Мероприятия этого направления призваны сохранять и укреплять жизненные силы конкретного ребенка,

субъекта этой деятельности.

Эколого- просветительское шире. Оно заставляет взглянуть на этого же ребенка не обособленно, не замыкаясь на его личных в этой области, а как на часть огромного мира, здоровье и благополучие которого зависит и от этого ребенка так же, как и от окружающих его людей. А жизнь всех людей возможна лишь при условии сохранения этого мира целым, живым, экологически чистым.

Профилактическое же направление призвано уберечь обучающегося от опасности разрушить, потерять то, что ему было дано от природы или достигнуто напряженным трудом. Современный мир, к сожалению, несет слишком много угроз, явных и скрытых, для непросвещенного человека, не имеющего своей твердой позиции неприятия факторов, пагубно действующих на молодой организм.

Критерии, позволяющие оценить эффективность здоровьесберегающей деятельности в школе, это

  • оптимальная организация учебного процесса;
  • рациональная организация учебного  и личного времени обучающегося;
  • состояние здоровья обучающегося;
  • наличие- отсутствие травматизма;
  • физическое развитие обучающегося;
  • отношение обучающегося к своему здоровью

Качественные показатели характеризуются:

– степенью оздоровления образовательной среды;

–степенью сформированности валеологической системы школы;

–изменением сознания педагогов и учащихся;

–формированием их культуры здоровья и другими качественными показателями здоровья человека;

– степенью создания условий для формирования системы здоровьесозидающей деятельности школы в целостном образовательном процессе (кадровые, экономические, материально-технические, научно-методические, социально-психологические, организационные изменения).

Количественные показатели предполагают

– процент охвата участников педагогического процесса здоровьесберегающей деятельностью;

–показатели здоровья- заболеваемости.

ПРИЛОЖЕНИЯ

- Экологическое воспитание

- ПДД

- Профилактика травматизма и правила дорожного движения

- Профилактика дорожно-транспортных происшествий и изучение правил дорожного движения

- Правовое воспитание и социальная профилактика правонарушений и безнадзорности среди учащихся

- Физкультурно-оздоровительное воспитание

- Экологическое воспитание

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

- Сценарий выступления агитбригады  "Судьба леса в наших руках"

- Методическая разработка "День здоровья"

- Программа профилактики травматизма

- Классный час во 2 классе

- Делова игра "Профилактика правонарушений"